Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 13.05.2014 "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Елошина Николая Андреевича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Решения Петрозаводского городского Совета от 27 июня 2007 года N XXVI/VIII-62 "Об утверждении Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 года

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Елошина
Николая Андреевича о проверке на соответствие Конституции
Республики Карелия Решения Петрозаводского городского
Совета от 27 июня 2007 года № XXVI/VIII-62 "Об утверждении
Положения о предельных размерах земельных участков,
предоставляемых гражданам в собственность на территории
муниципального образования города Петрозаводска"

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А.Беньяминовой, судей А.А.Тайбакова, Т.Н.Фотиной,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Т.Н.Фотиной, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" предварительное изучение обращения Елошина Николая Андреевича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Решения Петрозаводского городского Совета от 27 июня 2007 года № XXVI/VIII-62 "Об утверждении Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска",

установил:

1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявитель оспаривает Решение Петрозаводского городского Совета от 27 июня 2007 года № XXVI/VIII-62 "Об утверждении Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска".
Заявитель полагает, что оспариваемое Решение не соответствует конституционному требованию определенности правовой нормы, поскольку его правоприменение допускает распространение понятия "предоставление земельного участка" как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации прав владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. По мнению Н.А.Елошина, неопределенность нормы позволяет органам местного самоуправления квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление, и в результате, по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче в пожизненное наследуемое владение. Это создает возможность для злоупотреблений, порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом, предусмотренному статьей 19 Конституции Республики Карелия.
2. Согласно Конституции Российской Федерации земельное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1), по предметам которого издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, только на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации Петрозаводский городской Совет Решением от 27 июня 2007 года № XXVI/VIII-62 утвердил Положение о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска, установив предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, а также максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности муниципального образования города Петрозаводска.
Таким образом, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления полномочиями (правом) на установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
3. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные Н.А.Елошиным материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.
Как следует из представленных материалов, в судах общей юрисдикции рассматривалось гражданское дело по иску Н.А.Елошина о признании права собственности на земельный участок, полученный им в порядке наследования в 1983 году, размером 1925 кв. метров, а не 1500 кв. метров согласно схеме земельного участка, утвержденной соответствующим постановлением Главы Петрозаводского городского округа на основании оспариваемого Решения. Суды общей юрисдикции отказали Н.А.Елошину в признании права собственности на земельный участок размером 1925 кв. метров ввиду отсутствия правовых оснований.
Вместе с тем доводы, представленные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, не оспаривая само по себе право органов местного самоуправления на установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, а также установленные предельные размеры, он, по существу, просит Конституционный Суд Республики Карелия проверить законность и обоснованность состоявшихся судебных решений, правильность выбора норм, примененных при разрешении его конкретного дела.
Проверка же законности судебных актов судов общей юрисдикции, принятых с участием заявителя, равно как и разрешение спора о праве на недвижимое имущество в рамках конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия, как она определена в части 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия и статье 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", не относится, а потому разрешение указанного вопроса не подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Елошина Николая Андреевича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Решения Петрозаводского городского Совета от 27 июня 2007 года № XXVI/VIII-62 "Об утверждении Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска".
2. Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная при обращении Елошина Николая Андреевича с просьбой о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Решения Петрозаводского городского Совета от 27 июня 2007 года № XXVI/VIII-62 "Об утверждении Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска", подлежит возврату заявителю.
3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его оглашения и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Республики Карелия


------------------------------------------------------------------