Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 24.02.2014 "По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статей 3.1, 7.3 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" в связи с обращением Беленького Александра Александровича"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 года

По делу о проверке на соответствие Конституции Республики
Карелия статей 3.1, 7.3 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2),
7.4 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2) Закона Республики
Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК "Об административных
правонарушениях" в связи с обращением Беленького
Александра Александровича

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А.Беньяминовой, судей А.А.Тайбакова, Т.Н.Фотиной,
заслушав в судебном заседании заключение судьи-докладчика Т.Н.Фотиной,

установил:

1. Закон Республики Карелия № 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 17 апреля 2008 года, подписан Главой Республики Карелия 15 мая 2008 года, опубликован в газете "Карелия" 22 мая 2008 года № 54, действует с последующими изменениями и дополнениями.
В Конституционный Суд Республики Карелия обратился гражданин Александр Александрович Беленький с заявлением о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений статей 3.1, 7.3 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2), 7.4 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2) указанного Закона.
Согласно оспариваемому правовому предписанию статьи 3.1 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" безбилетный проезд пассажиров, а равно неоплаченный провоз багажа в городском, пригородном, межмуниципальном автомобильном транспорте общего пользования (троллейбус, автобус) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей.
По утверждению заявителя, оспариваемое законоположение статьи 3.1 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" имеет неопределенность юридического содержания, поскольку не раскрывает понятие "безбилетный проезд", что позволяет правоприменительному органу (должностному лицу) произвольно привлекать граждан к административной ответственности.
А.А.Беленький также полагает, что данная правовая норма, устанавливающая административную санкцию в виде штрафа 100 рублей, не позволяет индивидуализировать административное наказание с учетом личности виновного, его имущественного положения, характера и степени общественной опасности деяния и иных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение на транспорте.
Автор обращения утверждает, что оспариваемое правовое предписание статьи 3.1 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" противоречит конституционному принципу формальной определенности закона, предполагающему точность и ясность законодательных предписаний, нарушает принцип верховенства права, равенства всех перед законом и судом, а также справедливости и соразмерности наказания, и просит признать его не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 5, 16, 19.
Заявителем оспаривается конституционность правового предписания пункта "а" части 1 статьи 7.3 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в редакции Закона Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1531-ЗРК.
Согласно правовому предписанию пункта "а" части 1 статьи 7.3 в вышеуказанной ранее действовавшей редакции Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах полномочий, установленных данным Законом, заместитель министра внутренних дел по Республике Карелия - начальник полиции, его заместители, начальники управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по муниципальным образованиям (в том числе по нескольким муниципальным образованиям) в Республике Карелия, их заместители - начальники полиции, их заместители, начальники отделов (отделений, пунктов) полиции по муниципальным образованиям (в том числе по нескольким муниципальным образованиям) в Республике Карелия, их заместители - о правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 2.3, 2.5-2.10, 2.14, 2.15, 3.1, 3.4-3.7, 5.1 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".
По мнению заявителя, это оспариваемое правовое предписание не соответствует статьям 5, 16, 19 Конституции Республики Карелия, поскольку республиканский законодатель, вопреки предписаниям пункта 3 части 2 статьи 22.1 и части 2 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", наделяет правомочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных этим Законом, должностных лиц полиции, которая является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
С 1 января 2013 года пункт "а" части 1 статьи 7.3 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" утратил юридическую силу в связи с принятием Закона Республики Карелия от 18 декабря 2012 года № 1658-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях". В период предварительного изучения обращения в Конституционный Суд Республики Карелия от заявителя поступили дополнительные материалы, которые, по его мнению, свидетельствуют, что действием указанного правового предписания были нарушены конституционные права и свободы граждан.
В соответствии с оспариваемыми правовыми предписаниями статей 7.3 (пункт "б" части 1, часть 2), 7.4 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2) Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" правомочиями по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях, установленных данным Законом, наделяются уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти Республики Карелия, а также должностные лица полиции и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Республики Карелия.
Заявитель полагает, что указанные оспариваемые нормы нарушают конституционные принципы верховенства права и определенности, ясности правовой нормы. Обосновывая свои требования, А.А.Беленький считает, что оспариваемые законоположения, устанавливая правомочия уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти Республики Карелия, а также должностных лиц полиции и должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Республики Карелия по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях, установленных данным Законом, не закрепляют перечень таких должностных лиц, а потому вступают в противоречие со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с подпунктом "н" пункта 2 статьи 5 и подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", по смыслу которых конкретный перечень должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации.
Законами Республики Карелия от 18 декабря 2012 года № 1658-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях" (пункт 15 статьи 1), от 4 июля 2013 года № 1722-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях" (пункт 3 статьи 1) в пункты "а" и "б" части 1, часть 2 статьи 7.4 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" были внесены изменения. Эти изменения существенно не затронули содержание оспариваемых законоположений в указанном заявителем аспекте, а потому утрата их силы в прежней редакции не может служить самостоятельным основанием для отказа в рассмотрении обращения.
2. Конституционный Суд Республики Карелия, реализуя полномочия по проверке соответствия республиканских законов Конституции Республики Карелия, исходит из того, что конституционное судопроизводство в силу статей 65, 68 Конституции Республики Карелия является особой формой правосудия, имеющей специфический круг предметов проверки и инициаторов рассмотрения дел, а также связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений.
Из обращения А.А.Беленького следует, что формально оспаривая соответствие Конституции Республики Карелия положений статей 7.3 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2), 7.4 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2) Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом Республики Карелия вопрос о проверке их соответствия положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", что не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, установленную статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия".
Подобная проверка, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, не относится к полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, а должна осуществляться судами общей юрисдикции в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным законом (постановления от 16 июня 1998 года № 19-П и от 11 апреля 2000 года № 6-П; определения от 18 апреля 2000 года № 54-О, от 6 марта 2003 года № 103-О, от 7 июня 2011 года № 743-О-О, от 14 января 2014 года № 6-О).
Поскольку проверка соответствия одного законодательного акта другим не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, как она определена в статье 68 Конституции Республики Карелия и статье 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", производство по данному запросу о конституционности положений статей 3.1, 7.3 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2), 7.4 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2) Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" подлежит прекращению.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 68, 70-75, 80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

1. Производство по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений статей 3.1, 7.3 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2), 7.4 (пункты "а" и "б" части 1, часть 2) Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" прекратить.
2. Настоящее Определение является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд
Республики Карелия


------------------------------------------------------------------